Бизнес идеи и стартапы

terafirrma.ru

Зачем стартапу биржа?

Зачем стартапу биржа?

Стереотип гласит, что молодой компании нет даже смысла задумываться о публичном размещении акций — ведь это удел корпораций. Однако все не так просто — Денис Прянишников, отвечающий в ММВБ за технологический сектор, объясняет в своем блоге, почему даже на стадии стартапа предпринимателю неплохо представлять, как работает этот инструмент, и чем в реальности он может помочь бизнесу — даже если тот не измеряется сотнями миллионов долларов. Читайте первый пост Дениса.

Стартап и биржа — казалось бы, темы несовместимые. Но это лишь на первый взгляд. Молодому предпринимателю не вредно понимать, что ему может дать публичное размещение — причем при решении не только долгосрочных задач, но и краткосрочных.

Начнем с первых. Если мы посмотрим на практику, принятую в Долине, то увидим, что стартапы там начинают задумываться о бирже буквально со дня своего основания. Это абсолютно нормальный, естественный путь капитализации бизнеса, привлечения денег для организации с хорошим вектором развития. Ангельские инвестиции, венчурные, private equity, публичное размещение — классическая цепочка. Это большая и очень интересная работа для всех участников процесса, которая не слишком хорошо известна у нас только по той причине, что рынок пока находится на стадии становления. Мало хороших венчурных фондов, а private equity и того меньше (а ведь это именно они подталкивают стартап к бирже). Как результат, до последнего времени в стране практически не было красивых «экзитов» — такими может похвастаться разве что Baring Vostok Capital. При этом российским компаниям, в силу местной специфики, пожалуй, даже больше стоит задумываться о бирже, чем их иностранных коллегам. Дело в том, что IPO может стать неплохой альтернативой инвесторским деньгам, которые в России получить совсем непросто. Да, вроде бы сейчас на рынке появились государственные деньги, но они не всегда «подходят», допустим, тем же интернет- или софтверным игрокам, потому что должны быть направлены в так называемые приоритетные отрасли (медицина, биотех, новые материалы и т.д.). Хороших же фондов не так много — предприниматели это знают лучше меня. Есть и рабочие сложности: уже договорившись, инвесторы нередко хотят большую долю, чем основатели готовы им уступить, или стороны по разному оценивают стоимость компании. Это все ситуации, с которыми сталкивался практически каждый, кто искал инвестиции.

Но причем здесь биржа? Дело в том, что на каком-то этапе размещение вполне может заменить инвестора, даже раннего (надо оговориться, что тут и дальше мы будем говорить только о финансовых инвесторах). Есть даже сегмент «небольших» IPO, которые позволяют привлечь $5-15 млн. на адекватных условиях. И мнение, что это обязательно должен быть многомиллионный бизнес, неверно — прямая связь между оборотом компании и ее стоимостью не всегда прослеживается. У нас в технологическом секторе, правда еще до кризиса, размещалась организация с ежегодной выручкой $200 тыс., которая оценила себя в несколько десятков миллионов долларов и вполне успешно привлекла искомые деньги. Конечно, сейчас их бизнес столько не стоит — после дефолта, он, как и многие другие, «упал», однако его текущая капитализация колеблется в районе $15 млн. Совсем неплохо. При этом в месяц их акции торгуются на сопоставимую сумму — это означает, что организация может в моменте привлечь половину этих денег в капитал. Да и целей своих от IPO она добилась. Тут мы плавно подошли к вопросу, в чем конкретно достоинства публичности. Итак, вот основные плюсы:

  • Размещение это возможность для компании управлять ситуацией: не брать дорогой кредит, не соглашаться на условия инвестора, которые вас не устраивают, а самим решить, какой пакет и по какой цене вы хотите продать.
  • Относительно объективная оценка стоимости компании. С одной стороны, вы сами решаете, сколько «просить» за свое детище, с другой — оценивает рынок (но не один инвестор!). Пожалуй, это едва ли не самый справедливый способ.
  • Оценка на экране терминала всегда выглядит более весомо, чем в презентации. И продвинутые предприниматели этим активно пользуются. Акции торгующейся компании превращаются в валюту. «Армада», которая у нас сделала размещение в 2007 году, сама после этого купила несколько активов, расплачиваясь минимум наполовину собственными акциями. Точно также ценные бумаги могут, например, закладываться. И это не говоря уже о том, что публичной компании с куда большим удовольствием и на более приятных условиях дают кредиты или подписывают партнерские соглашения (особенно иностранные партнеры).
  • Публичность позволяет максимизировать компании свою стоимость. Это очень актуально для крупных и средних организаций. Когда РАО ЕЭС (пусть это слишком большой кейс, и тем не менее он показательный) продавала один из своих активов, параллельно с подготовкой к IPO, она сделала предложение стратегу. Тот купил пакет, а «остаток» акционеры разместили на бирже, получив в итоге деньги по максимуму.
  • Косвенные эффекты, связанные с процессами, предшествующими размещению. Компания, готовящаяся к IPO, по умолчанию проделывает большой путь: реструктуризация, «обеление», консолидация и т.д. Это хорошо сказывается на самом бизнесе — организация становится более прозрачной и управляемой в первую очередь для самого руководства. Не могут этого не видеть и другие — я знаю примеры, когда еще до IPO в компанию с предложением приходил частный инвестор, и они в итоге договаривались.

Я прекрасно понимаю, что основатели совсем молодых бизнесов едва ли отнесли все сказанное выше к себе (хотя почему не задуматься о будущем?). Но я не случайно упомянул в самом начале о краткосрочных задачах. Эта часть может быть актуальна именно для стартапов. Мало кто знает, что кроме IPO — действительно, процедуры не самой простой, недешевой и не короткой, — есть так называемое «техническое размещение». Со всех точек зрения это гораздо более простая операция — компания выводит на рынок маленький пакет. Так она, с одной стороны, как бы пробует себя, оценивает свою стоимость, пытаясь понять, насколько актуально (и когда) будет для нее IPO. С другой — она уже работает на «большое размещение», потому что начинает общение с инвесторами и аналитиками, приучает к себе и своему бренду рынок. Если все идет хорошо, через какое-то время можно задуматься о публичном размещении, если нет — риски (в том числе и финансовые) не так велики. Техническое размещение неплохой вариант для компании среднего размера — предлагаю на нем и сфокусироваться в следующем посте.

На этом месте всплывает логический вопрос: с какой оценкой бизнеса вообще можно задумываться о публичности? Для российских интернет-компаний мультипликатор колеблется в районе единицы — это значит, что игроки с выручкой $100 тыс. могут стоить до $10 млн. А это уже биржевая история — для нас это как раз тот минимум, когда мы начинаем работать с организацией. Хотелось бы, чтобы мою мысль поняли правильно — конечно, публичное размещение подходит не всем компаниям, не на любом этапе развития бизнеса, и оно не всегда может подменять частного инвестора (в идеале это так называемый раунд «Б», когда у компании есть один инвестор, и она «добирает» деньги с рынка). Однако, было бы здорово, чтобы предприниматели, в том числе и на стадии стартапа, понимали, как работает биржа и чем она может помочь им в той или иной ситуации. Продолжим эту тему в следующих материалах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *