Бизнес идеи и стартапы

terafirrma.ru

Это не тренировка

Это не тренировка

На последних выходных я был на очень полезном тренинге, по итогам которого мы написали под диктовку тренера прямо на обложке тетради: «Владимир и Иван (это второй тренер) просили никого не тренировать». Это я к тому, чтобы вы не воспринимали этот текст как попытку тренировать кого-то. Нет, просто по работе мы очень много общаемся со стартапами на стадии идеи, seed ии preseed. Оно и понятно: на этих этапах людям больше всего нужен какой-то внешний фидбек, иногда откровенные советы – они понимают, что многого не понимают. Вообще это здорово, что фаундеры готовы слушать – нам пока в основном такие и попадаются – и мы с ними с удовольствием встречаемся. У меня, кстати, уже даже появилось привычное место встречи – кафе «Булка» на Белорусской. Ну так вот, раз уж в соцсетях нас читатели постоянно призывают генерировать материалы в стиле «делай раз-делай два-не делай три», то вот короткий список откровенно слабых мест, которыми проекты на ранней стадии страдают. Словосочетания «слабые места» и «страдают» на самом деле неподходящие, у меня нет права оценивать чужую кропотливую работу как плохую. Но они точно помешают в общении с инвестором – а все собеседники так или иначе готовятся к нему. Итак, прямо по пунктам.

1. Туманная бизнес-модель. Часто нет фокуса, и это очень бросается в глаза. «Мы хотим идти туда или туда» не та дилемма, которую нужно пытаться решить на встрече с инвестором (по крайней мере, если вы пришли за деньгами). А вот с ментором, кстати, очень даже та.

2. Нет своих программистов в команде. Это не для всех стартапов верно, но в целом, если продукт технологически не совсем уж простой, то инвесторам не очень нравится, если в нем нет людей с инженерным образованием и опытом. Их можно понять – таким фаундерам будет во всех смыслах тяжело контролировать разработку. Странно, но почему-то это не всем очевидно.

3. Целевая аудитория – весь мир. Опять же, такое, конечно, возможно – Instagram вот для всех. Но надо быть реалистами – весь мир вы пока точно не обработаете, так что не пугайте инвестора и прицельтесь в какую-то понятную и «четко очерченную» аудиторию. Ну, вот как мы, например, прицелились в вас. А уж потом, когда начнете бурно расти, будете потихоньку подминать под себя и другие аудитории.

4. Прототипа нет. Ну, его действительно всегда сначала нет, но в данном случае это означает, что вам надо иметь четкие и понятные ответы на любые каверзные вопросы (в том числе те, которые выше). То есть вы должны попробовать компенсировать этот серьезный недостаток уверенностью и пониманием.

5. Опыт в плюс или в минус? Это очень тонкая штука – надо ли говорить, что вы ходили уже к другим инвесторам. Если таких походов было много, это определенно настораживает. Причины отказов могли самые разные, но психологически это все равно действует на собеседника не самым лучшим образом. Если уж будете об этом говорить, постройте рассказ так, чтобы было видно, что после каждой встречи вы выносили что-то полезное и это влияло на ваше видение и на ваш стартап. И лучше не надо негативно отзываться о попавшихся вам на дороге инвесторов – даже если они и правда были придурками.

Вы, конечно, можете проигнорировать эти пункты или соотнести с собой, но мы видим их проявление каждую неделю по несколько раз – я потому о них и написал, что они типичные. Сам я применил в свое время к себе минимум три из них. И, наконец, по поводу прислушиваться или нет: одна из мыслей того же тренинга, о котором я уже писал, свелась для меня к очень простому выводу – выйди за рамки, попробуй принять чужое мнение. Отказаться-то от него ты и так всегда сможешь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *