Главная » Статьи » Мои статьи

Планирование работ по техническому обслуживанию и ремонту оборудования

Планирование работ по техническому обслуживанию и ремонту оборудования (ТОиР) включает две составляющие:

  • Планирование объектов и объемов работ (натуральные показатели);
  • Планирование затрат на техническое обслуживание и ремонт.

Далее
основной акцент мы будем делать на первой составляющей, поскольку
вопрос планирования затрат является производным от объектов и объемов
работ. Хотя там где это необходимо мы будем давать соответствующие
комментарии.

Классически применяется два подхода к планированию объектов и объемов работ и периодичность обслуживания и ремонта оборудования:

  • Система планово-предупредительного ремонта;
  • Ремонт по техническому состоянию.

Принципиальное
отличие указанных подходов заключается в том, что является основанием
для определения объекта, сроков и объемов работ.

В системе
планово-предупредительного ремонта таким основанием является наработка
оборудования, а при ремонте по техническому состоянию – фактическое
состояние оборудования (за исключением работ техническому обслуживанию).
Работы по техническому обслуживанию в любом случае планируются в
соответствии с нормативно-технической документации.

В качестве
информации, иллюстрирующей достоверность планирования, приводится
план-факт анализ исполнения планов по капитальному ремонту  оборудования
трех предприятий, различных отраслей промышленности.

Анализ
приведенных данных показывает значительные отклонения фактических данных
от плановых практически по всем показателям (за исключением затрат).

Насколько это критично?
Если
говорить с точки зрения локальных задач Предприятия, то вроде все
нормально. Затраты не превышены, на текущую эффективность Предприятия
ситуация не влияет. С другой стороны, отсутствие возможности корректно
планировать работы по ТОРО (ТОиР) несет в себе целый ряд проблем,
некоторые из которых могут существенным образом повлиять на Предприятие в
будущем. Давайте рассмотрим наиболее критичные:

Во-первых,
при таком уровне организации системы планирования, управление ТОРО
(ТОиР) сводится к оперативному реагированию на те или иные ситуации.
Горизонт принятия решений составляет максимум неделю. По сути, это
означает работу оборудования на отказ. В перспективе это приведет к
росту аварийности, повышенному износу оборудованию, срывам
производственной программы и в конечном счете к лавинообразному росту
ремонтного фонда.

На одном из предприятий это привело к следующим неутешительным результатам:

  • Не более 30% оборудования выдерживает нормативный межремонтный пробег;
  • Увеличение на 16% времени простоя оборудования в ремонте;
  • Увеличение темпов износа оборудования на 15-20%;
  • Ежегодное увеличение ремонтного фонда на 13-14%.

Во вторых,
отсутствие корректной информации по объектам и объемам работ не
позволяет опре-делить реальную потребность в средствах на техническое
обслуживание и ремонт оборудования. Естественно это вызывает
значительные сложности при согласовании величины ремонтного фонда между
инженерно-техническими и финансово-экономическими службами. В конечном
итоге решение принимается не на основе объективных критериев, а
субъективно, исходя из сложившегося «расклада сил» на Предприятии.

В чем причина?

На
качество планирования работ по техническому обслуживанию и ремонту
оборудования влияют множество факторов. Мы хотели бы выделить два
наиболее критичных:

  • Система планирования на основе ППР практически себя изжила;
  • Отсутствуют достоверные данные о техническом состоянии оборудования;

Рассмотрим каждый из них подробно.

Система планирования на основе ППР практически себя изжила.

Структура
ремонтного цикла, а также состав и объемы работ, в основном были
разработаны специализированными институтами 20-30 лет назад. Основой для
таких разработок являлись статистические данные, в соответствии с
которыми необходимость постановки оборудования в ремонт определялась
выходом из строя 5% тестируемого оборудования.

Такой подход изначально имел два принципиальных недостатка:

  • Во-первых, не учитывались фактические условия (качество сырья, технологические режимы) работы оборудования.
  • Во-вторых, в системе закладывался значительный «запас прочности».

В
качестве иллюстрации можно привести данные одного из нефтехимических
предприятий, характеризующие отклонения фактических показателей по
периодичности и объемом работ от значений, определенных в системе ППР.

Такие
отклонения являются тем более критичными в условиях дефицита средств на
техническое обслуживание и ремонт оборудования, поскольку не позволяют
корректно определять приоритеты при выборе объектов и объемов работ.

Кроме
того, за последние 10-15 лет многое что изменилось. Так на многих
предприятиях были внедрены современные технологии и материалы,
используемые при техническом обслуживании и ремонте оборудовании. Это
позволило существенным образом повысить надежность отдельных узлов и
агрегатов и соответственно увеличить межремонтный пробег оборудования.
Например, внедрение новых торцовых уплотнений позволило увеличить
межремонтный пробег насосных агрегатов на 30%.

Отсутствуют достоверные данные о техническом состоянии оборудования.

Проблема
мониторинга технического состояния оборудования была рассмотрена нами
ранее, однако, даже там соответствующие механизмы созданы, проблемы
получения достоверных данных о техническом состоянии оборудования
остаются.

В качестве примера можно привести одно из крупных
нефтеперерабатывающих предприятий. Несколько лет назад на нем была
внедрена система периодического вибромониторинга динамического
оборудования.
Для иллюстрации эффективности работы системы
вибромониторнга мы приводим данные о вероятности выхода из строя
оборудования, рекомендованного к ремонту на различных временных
горизонтах.

Исходя из анализа представленных данных видно, что
система выдает более или менее достоверные данные только на недельном
интервале времени. Какие факторы влияют?

  • Во-первых, сложности
    с корректной интерпретацией полученных данных, вследствие
    несовершенства программного обеспечения и погрешностей измерений.
  • Во-вторых,
    корректировки технологических режимов оборудования приводят к изменению
    прогнозных трендов его технического состояния.

Соответственно
все это приводит к снижению достоверности планирования. Тем не менее,
наличие таких, даже не всегда достоверных данных повышает качество
планирования (хотя бы на краткосрочном интервале времени) и
соответственно эффективность системы технического обслуживания и ремонта
оборудования.

Положительный опыт

Как мы
отмечали ранее, корректность планирования работ по техническому
обслуживанию и ремонту оборудования в первую очередь определяется
наличием информации о реальном техническом состоянии оборудования.
Соответственно будущее за планированием работ по техническому
обслуживанию и ремонту оборудования на основе его технического
состояния.

Тем не менее, быстрый переход на такую схему
невозможен. Если только не брать во внимание крайний случай
функционирования системы ремонта по техническому состоянию – работа на
отказ. В первую очередь вследствие проблем, которые мы обсуждали ранее.

Кроме
того, полный отказ от системы ППР невозможен и по юридическим причинам.
В соответствие с нормативными документами, система ППР является
основным инструментом по обеспечению надежной и безопасной эксплуатации
оборудования.

Неисполнение соответствующих требований ГГТН РФ, а
также нормативно-технической документации может повлечь за собой
определенные санкции вплоть до остановки производства. А в случае
серьезных инцидентов (аварии со смертельным исходом, экологические
катастрофы и т.д.) виновные могут быть привлечены к уголовной
ответственности.

Итак, какой может быть выход в сложившейся
ситуации? В качестве положительного опыта мы приводим пример организации
системы планирования технического обслуживания и ремонта оборудования
на одном из нефтеперерабатывающих предприятий. Разработанная система
базировалась на трех основных принципах:

  • Использование системы приоритетов при планировании работ по техническому обслуживанию и ремонту оборудования;
  • Совмещение системы ППР и планирования по тех. состоянию;
  • Планируется только то, что можно запланировать.

Использование системы приоритетов при планировнии работ по техническому обслуживанию и ремонту оборудования

Наличие
приоритетов является одним из необходимых условий эффективного
функционирования системы планирования технического обслуживания и
ремонта оборудования. Этот фактор наиболее критичным является в условиях
дефицита средств у Предприятия.

Исходя из этого, для различных
типов оборудования и видов работ была определены соответствующие
приоритеты (по пятибалльной шкале).

Максимальный приоритет имеют
работы по исполнению предписаний контролирующих и ин-спектирующих
организации, диагностике, техническому обслуживанию и ремонту
оборудования, поскольку своевременное и качественное выполнение этих
работ в основном и обеспечивает надежную и безопасную эксплуатацию
оборудования. Например, преждевременный выход из строя оборудования в
50% случаях был вызван несвоевременным выполнением работ по его
техниче-скому обслуживанию.

Совмещение системы ППР и планирования по техническому состоянию.

Совмещение
системы ППР и планирования по техническому состоянию означает
применение раз-личных принципов планирования, как по видам оборудования,
так и по видам работ. Для чего необходим такой подход?

  • Во-первых,
    для различных показателей планирования в зависимости от видов
    оборудования и работ эффективно применять различные принципы
    планирования.
  • Во-вторых, проведение значительной части работ по
    техническому обслуживанию и ремонту оборудования определяется не его
    техническим состоянием, а наработкой или временем.
  • В-третьих,
    такой подход в определенной степени нивелирует проблемы недостатка и
    корректности информации о техническом состоянии оборудования.

Кроме того, предлагаемый подход позволит реализовать принципы приоритетности по типам оборудования и видам работ.

Принципы
планирования показателей ТОРО (ТОиР) в зависимости от видов
оборудования и типов работ приведены ниже.Сформированные принципы
определения показателей являются основой для построения эффективной
системы планирования технического обслуживания и ремонта оборудования.

Планируется только то, что можно запланировать

Идея
заключается в том, что на каждом временном горизонте определяются
показатели, достоверность планирования которых не менее 80%. Такие
показатели рассчитываются прямым методом. Показатели, достоверность
планирования которых менее 80% определяются на основании статистических
данных, а в случае их отсутствия формируется финансовый резерв.

По
мере сокращения горизонта планиро вания осуществляется последовательное
- уточнение плановых показателей. Основа для такого уточнения — данные о
фактическом состоянии оборудования, технологических режимах его работы,
а также выполнения планов по техническому обслуживанию и ремонту
оборудования в предыдущих пе риодах. В качестве инструмента
периодического уточнения плановых показателей была применена схема
скользящего планирования. Скользящее планирование представляет собой
систему периодического уточнения и дополнения плановых данных. В рамках
скользящего планирования были выделены следующие временные гоизонты:

  • Среднесрочный. На среднесрочном горизонте планируются показатели на плановый и прогнозный год;
  • Красткосрочный. На краткосрочном  горизонте планируются показатели на прогнозный, проектный и плановый месяц.

Далее
предлагается рассмотреть основные механизмы системы планирования работ
по техническому обслуживанию и ремонту оборудования.

Планирование работ по техническому обслуживанию и ремонта оборудования 

Как
было отмечено выше, планирование на среднесрочном горизонте
осуществляется на плановый и прогнозный год. Структура показателей и
основания для планирования представлены в Таблице 7.

Необходимо
отметить, что в разработанной схеме критическим фактором ее
эффективности является наличие организационно-технологической
документации по техническому обслуживанию и ремонту оборудования. В
первую очередь это типовые дефектные ведомости и технологические карты
производства работ. Типовые дефектные ведомости и технологические карты
являются инструментом, позволяющим в условиях недостатка фактической
информации о техническом состоянии оборудования с приемлемым уровнем
точности планировать структуру и объемы работ по ремонтам оборудования.
Это связано с тем, что порядка 70-80% видов и объемов работ от ремонта к
ремонту остаются неизменными.

Типовые дефектные ведомости
формируются на технологические объекты в целом, а технологические карты —
на отдельные единицы оборудования. В них содержится информация о
структуре и объемах работ, а также потребность в основных видах ресурсов
(материалы и запасные части, машины и механизмы, людские ресурсы).

Разработка
типовых дефектных ведомостей и технологических карт связана со
значительными трудностями. В первую очередь, это обуславливается
значительной потребностью в людских ресурсах и времени. Так, в нашем
случае эта разработка заняла более года.

Планирование работ по техническому обслуживанию и ремонту оборудования на краткосрочном горизонте.
Краткосрочное
планирование осуществляется на основании соответствующих годовых
планов, результатов диагностики оборудования, а также актов, заключений и
предписаний внутренних и внешних инспектирующих и контролирующих
органов.

Планирование осуществляется на прогнозный, проектный и
плановый месяцы. Основной задачей при этом является последовательное (от
прогноза до плана) уточнение и детализация показателей, определенных в
годовых планах. Общая логика планирования представлена на Рисунке 1.


Естественно, планирование осуществляется в рамках финансовых ограничений, определенных в соответствующих годовых планах.
Показатели,
определенные на плановый месяц, являются соответствующими
производственными заданиями для структурных подразделений Предприятия.

Резюме

Основным
фактором, определяющим эффективность системы планирования по
техническому обслуживанию и ремонту оборудования, является наличие
достоверной информации о техническом состоянии оборудования.

В
условиях недостатка такой информации, а также наличия ограничений со
стороны внешних контролирующих и инспектирующих организаций отказ от
системы ППР и переход на планирование ТОРО (ТОиР) по техническому
состоянию не представляется возможным. Рассматриваемый вариант
организации системы планирования по техническому обслуживанию и ремонту
оборудования позволяет решить определенную часть возникающих проблем.
Так, его применение позволило в разы увеличить точность планирования и
уменьшить число конфликтов, возникающих при обосновании ремонтного фонда
предприятия.

Тем не менее, осталась нерешенной проблема
планирования ТОРО (ТОиР) от достигнутого по значительной части
оборудования. Если попытаться оценить объем таких работ в деньгах, то
это составит порядка 30-40% от объема ремонтного фонда.

Можно
привести еще множество негативных моментов, но, несмотря на это,
реализация указанных подходов позволила сделать систему планирования
реальным инструментом управления в системе технического обслуживания и
ремонта оборудования.

И в завершение вернемся к вопросу: можно ли
планировать работы по техническому обслуживанию и ремонту оборудования?
Не просто можно, но и необходимо, поскольку планирование является
важнейшим инструментом управления техническим обслуживанием и ремонтом
оборудования. Весь вопрос заключается в обеспечении необходимого уровня
точности планирования. Для решения этой задачи необходимо комбинировать
различные подходы к планированию в зависимости от типов оборудования и
видов работ.

Категория: Мои статьи | Добавил: vano7860 (20.09.2014)
Просмотров: 758 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]